На самом деле - катастрофичность происходящего переоценивать тоже не стоит. Северной Кореей мы не будем.
Причин тому две. Первая - Россия слишком большая и мощная страна во всех аспектах чтобы ее полностью исключить из мировой политики и экономики. И все это понимают. Вторая - чтобы быть Северной Кореей в России нет главного - северных корейцев.
Очень немногие готовы вернуться в реалии Советского союза, пересесть с Хендай на Москвичи, снова копаться на огороде и отдыхать на речке - говенке. Эта история внутри страны закончится точно так же как и вовне - по причине полной неподготовленности. Как и солдатам - нам ничего не сказали. Не объяснили. Не подготовили. Выбор надо делать сейчас. И многие, очень многие - его будут делать. У кого-то проблемы с подорожавшей в три раза ипотекой. Кто-то потерял работу. Кто-то охреневает глядя на цены на новые айфоны. Кто-то не знает как отремонтировать свою машину.
Это может казаться неправильным, негероическим - но люди принимают решения исходя вот из таких вот повседневных проблем и их решений. Мало кто на самом деле готов платить цену. Это у нас сохранилось от советского общества - я конечно власть поддерживаю, но доллары куплю. Засучить рукава, вносить свой вклад - увы не про нас. Мы очень не похожи на Германию 30-х. Очень.
И в первую очередь элита не готова сменить Мерседес на Волгу и потерять с таким трудом заработанную виллу и яхту. Элита первой не готова терпеть и жертвовать.
Я бы скорее задумался о двух вещах. Первая - как мы будем смотреть потом друг другу в глаза. Крайне осторожная с геополитической точки зрения риторика самого Путина - что мы не намерены аннексировать ничего, сталкивается с ожиданиями части населения, что денонсируют Беловежские соглашения, что начнут строить новую страну. Увы, не начнут. Такие стройки требуют многих лет подготовки. А еще вчера с киевскими партнерами за одним столом сидели - и уже опять сидят. Что будет после того как люди будут обмануты в своих ожиданиях, а страна - дестабилизирована?
И второе. Мне кажется, сюрпризом стали не только и не столько санкции - сколько дикий уровень русофобии и добровольный уход десятков компаний. Такого не было даже против гитлеровской Германии - немцы все-таки до конца считались пусть заблудшей, но частью Запада.
Требования можно выполнить, санкции отменить. С русофобией все не так просто - ее не отменишь, с ее авторами не сядешь за стол переговоров. А у нас русофобия - это еще одно подтверждение что Запад хочет лишить нас будущего.
Journal information