Иностранцы и заговор Корнилова
В связи с заговором Корнилова замечается в последнее время массовый выезд иностранцев из России. Наймиты из буржуазной печати пытаются связать это явление с “слухами о мире” или даже с “торжеством большевизма” в Питере и Москве. Но это – шумная и недалекая уловка желтых, призванная скрыть от читателя настоящую причину выезда. Настоящая причина выезда – безусловная причастность неких иностранцев к заговору Корнилова, причем эти храбрые господа стараются теперь благоразумно уклониться от ответственности.
Известно, что прислуга броневых машин, сопровождавших в Питер “дикую дивизию”, состояла из иностранцев.
Известно, что некие представители посольств в Ставке не только знали о заговоре Корнилова, но и помогали Корнилову подготовить его.
Известно, что агент “Тimes” и империалистической клики в Лондоне авантюрист Аладьин, приехавший из Англии прямо на Московское совещание, а потом “проследовавший” в Ставку, – был душой и первой скрипкой корниловского восстания.
Известно, что некий видный представитель самого видного посольства в России еще в июне месяце определенно связал себя с контрреволюционными происками Калединых и прочих, подкрепляя свои связи с ними внушительными субсидиями из кассы своих патронов.
Известно, что “Times” и “Temps” не скрывали своего неудовольствия по случаю провала корниловского восстания, браня и понося революционные Комитеты и Советы.
Известно, что комиссары Временного правительства на фронте принуждены были сделать определенное предупреждение неким иностранцам, ведущим себя в России, как европейцы в Центральной Африке.
Известно, что в связи с такими “мерами” и начался, собственно, массовый выезд иностранцев, причем русские власти, не желая выпускать из рук ценных “свидетелей”, вынуждены были принять меры против такого выезда, а Бьюкенен (сам Бьюкенен!), боясь, очевидно, разоблачений, в свою очередь принял “меры”, предложив членам британской колонии выехать из России. Теперь Бьюкенен “категорически опровергает” эти “слухи” о том, что великобританским послом было предложено всем членам британской колонии в Петрограде выехать из России (см. “Речь”). Но, во-первых, это странное “опровержение” лишь подтверждает “слухи”. Во-вторых, кому нужны теперь лживые “опровержения”, когда некоторые иностранцы (не “все”, а некоторые!) уже выехали – улизнули?
Все это, повторяем, известно и пережевано.
Обо всем этом вопиют даже “камни бессловесные”.
И если, после всего этого, какие-то “круги правительства” и, особенно, буржуазная печать стараются замять вопрос, взваливая “вину” на большевиков, то это верный признак того, что и эти “круги”, и эта печать целиком разделяют “в душе своей” контрреволюционные замыслы “неких иностранцев”.
Послушайте орган “социалистической мысли”, газету “День”.
“По поводу массового выезда иностранцев – французов и англичан – из России в кругах Временного правительства с прискорбием отмечают: нет ничего удивительного, что при том неуравновешенном положении, в котором мы находимся, иностранцы предпочитают не подвергать себя неприятностям. Ведь, к сожалению, не без основания говорят, что в случае полного торжества большевиков представители иностранных держав предпочтут покинуть пределы России” (“День”, 10 сентября).
Так пишет орган запуганных призраком большевизма филистеров.
Так “отмечают”, да еще “с прискорбием” какие-то никому не известные “круги” Временного правительства. Сомнения невозможны: желтые всех стран объединяются, устраивая заговор против русской революции; борзописцы из банковских органов стараются прикрыть эту “работу” шумихой лживых фраз о “большевистской опасности”; а никому неведомые “круги” правительства, исполняя волю англо-французских империалистов, фарисейски кивают на большевиков, неумело прикрывая удирающих преступников лживыми сентенциями о “неуравновешенном положении” в России.
Картина...
Участие иностранцев в заговоре Корнилова в общем то не было бы какой-то новостью для дня сегодняшнего. Сейчас время наемников и тайных операций, и много где и много чего происходит. Тогда же это было сильно внове – до войны вообще штат Секретной разведывательной службы составлял несколько десятков человек.
Русская революция стала для мира рубежной еще вот в чем – впервые такое огромное значение приобрели экспаты. Как русские за границей, так и иностранные – в России.
Если февральская революция сделана русскими руками, то последующее противостояние – это уже дело рук многочисленной, вернувшейся в страну русской колонии. Бог знает, сколько их вернулось – на поездах, на пароходах - и каждый знал, как надо, как правильно. Они не жили в России годами, некоторые десятилетиями – и вдруг все поехали.
А вместе с ними поехали революционеры и из других стран. А здесь они нашли и кучу военнопленных, готовых слушать пропаганду. И гастарбайтеров – китайцев. И латышей, закаленных в борьбе и унижениях. Октябрьская революция – это уже скорее их дело, чем дело русских. Это их революция и победа в гражданской войне – тоже их дело.
Из этого из всего – проистекала политика сталинизма в отношении собственных граждан – Сталин умел делать выводы как никто более. Если человек опасен для страны и режима – его нельзя выпускать, его надо уничтожить. И вообще никого туда выпускать нельзя, надо всю страну обнести колючей проволокой и контрольно-следовой полосой, как концлагерь. Государство должно активно отслеживать деятельность диаспор за границей и ликвидировать своих врагов и там. Наконец, главная заповедь Сталина – торопись убивать! Не убитый сегодня враг вцепится тебе в глотку завтра, завтра будут новые враги и если они объединятся со старыми – жди беды.
Насколько Сталин добился своего? И да и нет. И добился и нет. Россия образца 1991 года имеет очень мало общего с Россией 1916 года. Произошел не возврат к старому, а разрыв преемственности – опять. Те кто выехал и уцелел – они не вернулись, не вошли в новую элиту. Диаспора не оказывала и не оказывает влияния на сегодняшнюю Россию. Не произошло реституции собственности.
С другой стороны – именно воспоминания о той, дореволюционной России – нанесли страшный удар по режиму. Люди все время помнили, что альтернативы есть, что не всегда жили так. И более того – зверские методы выкорчевывания исторической памяти вместе с ее носителями, привели к тому, что лишенный исторических корней советский народ вместо реальной истории придумал и постиг выдуманную. Ведь в той России было много проблем, и социальных, и политических, и экономических. Но их не помнили, помнили выдуманную, во многом Россию, с вальсами Шуберта и хрустом французской булки. В критический момент – народ просто отказал советской элите в доверии и поддержке – и страна рухнула. Немалую роль в делегитимизации СССР сыграли как раз придуманные воспоминания о французской булке – вкупе с отсутствием булок в реальности. А сейчас, генералы ФСБ рабоче-крестьянского происхождения – жадно принимают дворянские титулы из рук представителей давно упраздненной монархии. А кто-то в это время с бессильной злобой смотрит на это и говорит – Сталина на вас нету. И мечтает о таком же выдуманном СССР, где есть вкусные мороженки и пионерлагеря, но нет очередей за финскими сапогами в полкилометра, заботливо постиранных пакетов с надписью Marlboro, и двух кило мяса с костями к празднику…
Journal information