О руководителе можно много сказать по тем подчиненным, которых он подбирает, по его соратникам – и Сталин в этом смысле не исключение.
Сталин был человеком простого и небогатого ума, который он компенсировал старательностью и добросовестностью в работе. Сталин ни в коем случае не был ни ученым, ни даже просто интеллигентным человеком. У него так же не было важнейших качеств политика и руководителя, какие в изобилии были, к примеру, у Ленина – например, харизматичность, умение публично выступать, остроумие. Сталин инстинктивно боялся и не доверял умным и интеллигентным людям. Не из-за зависти – этого не было. Просто Сталин понимал, что он не сможет ни быть для них вожаком, ни контролировать их, ни предугадывать их действия. Понимал он и то, что они никогда не будут по-настоящему уважать его – для них он всегда будет малообразованным уголовником, выходцем с человеческого дна. Потому Сталин никогда не держал рядом с собой умных и интеллигентных людей. Так же, Сталин не любил людей, умеющих и любящих публично выступать – от них он чувствовал опасность.
Но были исключения. Например, Шапошников. Объяснить это невозможно – просто Сталин в какой-то момент решал для себя, что этот человек для него не опасен – и тогда он обращался с такими людьми с подчеркнутым уважением и почти безгранично доверял.
Еще одной чертой Сталина был его бедный жизненный опыт и кругозор. Он не принадлежал к той когорте интеллигентов – эмигрантов, которые, по сути, революцию и сделали. Пока Ленин и Троцкий перемещались по всей Европе, жили в Германии, Австрии, Швейцарии, Польше, Италии – самых прогрессивных странах того времени – Сталин сидел в тюрьме. Потому он радикально не доверял Коминтерну – людям с непонятными именами, фамилиями, прошлым и мыслями. Он не знал кто они, не мог понять, что они замышляют или могут замышлять. Он не говорил ни на одном европейском языке. Потому он приказал всех расстрелять, а Коминтерн уничтожил. Уцелели немногие.
Доминирующей чертой Сталина в подборе кадров была простота – это было даже важнее верности. Ему нужны были простые и понятные люди, простого происхождения, которыми он мог управлять и действия которых мог предугадывать. Именно так к нему, кстати, подобрался и нанес смертельный удар Хрущев – он был на вид проще некуда – русский, шахтер-работяга, подчеркнуто дурковатый и простой. Тут Сталин допустил просчет с кадрами, конечно.
Сталин не терпел умных людей – но не нужны были и откровенные дураки. Сталин предпочитал уму крестьянскую сметливость и хитрость, а образованности начитанность – Сталин предпочитал этаких скороспелок из народной толщи умникам с дипломами. Обязательной чертой, компенсирующей примитивность интеллекта – должна была быть решительность, боевитость, жесткий, волевой характер, готовность к любым жертвам ради выполнения задачи, не исключая и готовность пожертвовать собой. Сталин вообще довольно спокойно относился к репрессиям – он и сам посидел в тюрьме, могли и повесить за разбои и убийства – почему бы и другим не посидеть. Тюрьма для него была просто еще одним жизненным этапом.
Отношение Сталина к ученым балансировало между недоверием, ненавистью и пониманием нужности. Сталин отнюдь не был крушащим все вокруг себя психопатом – когда например Капица попался на явной антисоветчине – это не Берия его спас, это Сталин категорически запретил его трогать. Сталин делил науку на «нужную» и «ненужную» в его понимании. Если ядерных физиков трогать было нельзя, то в генетике и кибернетике устроили погром. Именно потому, что в понимании Сталина они были «ненужными».
Точно так же Сталин не доверял и врачам. Что касается его антисемитизма – то тут надо разбираться. Вряд ли он имеет глубокие корни – это скорее раздражение и ненависть к «шибко умным» и подозрительным. Еще Сталин не терпел клановости.
Кардинальным отличием сталинизма от фашизма являлось то что в сталинизме не было и намека на «элитарность», культ элиты. Он не имеет ничего общего с попытками Гитлера создать «новое дворянство» из жестоких и недостойных выходцев из низов – Сталин подчеркивал, что его время это время «людей без имени». Сам выходец из низов, Сталин отстраивал кардинально антиэлитарную систему, где никто из элиты не мог ни минуты быть уверенным в своем положении. В камеру, а то и в расстрельный подвал можно было направиться прямо из Кремля. Сталин унижал, издевался, порой даже бил своих соратников – и так же работала вся иерархическая пирамида. Сталинизм – это скорее воцарение восставшего хама, культ грубости, примитивности, жестокости и хамства.
Journal information