Александр Афанасьев (werewolf0001) wrote,
Александр Афанасьев
werewolf0001

Categories:

Львовский еврей - основатель Пакистана


Хотя официальными "отцами-основателями" Пакистана почитаются Мухаммад Али Джинна, первый глава государства, и Аллама Мухаммад Икбал, популярный поэт и идеолог, заметную роль в создании этого государства сыграл и Мухаммад Асад. В том, что его значение не сильно афишируется, следует усмотреть дань "нативизму". Ведь первоначальное имя Мухаммада Асада – Леопольд Вайсс, и он был евреем с Западной Украины.

Путь к известности

Предки Леопольда Вайсса по отцовской линии были потомственными раввинами в Черновцах. Отец Леопольда, Карл, переехал во Львов и занялся адвокатской практикой. Но юный Леопольд обнаружил тягу к духовным предметам, в 13 лет он уже разбирался в тонкостях иудейского богословия. В 14 лет, когда началась Первая мировая война, Леопольд, движимый патриотическим порывом, сбежал на фронт в австрийскую армию, но был разыскан полицией и возвращен отцу.

Во время войны родители Леопольда перебрались в Вену. Сам он в 1918 году поступил в Венский университет, но в 1922 году, не закончив курса, неожиданно переехал в Берлин, чтобы попробовать свои силы в журналистике.

В том же 1922 году случились два важных события, направившие жизнь начинающего журналиста. В Берлине он встретился с женой Максима Горького и по материалам бесед с ней написал серию ярких и прочувствованных статей о голоде в России с призывом ко всем цивилизованным людям оказать помощь голодающим русским крестьянам. Эти статьи сразу создали Вайссу широкую известность в журналистских кругах.

Второе событие – Вайсс получил из Иерусалима от своего дяди-сиониста, известного психоаналитика по Фрейду, приглашение навестить его. У Леопольда созрел план собрать материал для сенсационных репортажей. Он заключил контракт с крупнейшей немецкой газетой "Франкфуртер цайтунг" и в 1923 году отправился в Палестину в компании с художницей Эльзой Шиманн, которая была на 15 лет старше его, и ее сыном. Совместное путешествие породило любовь, и по возвращении в Берлин в 1924 году Вайсс женился на Эльзе.

Переход в ислам

По итогам своей поездки в 1924 году Вайсс выпустил во Франкфурте-на-Майне книгу "Неромантичный Восток". Книга подкупала яркостью описаний современных реалий Ближнего Востока и одновременно "открытием души" неведомых европейскому читателю мусульман. Как пишет современный немецкий исламский публицист Мурад Вилфрид Хоффманн, Вайсс "был влюблен во все арабское и романтически увлечен им… Для него арабы "благословенны" и архетипически благородны… Асад – один из тех западных людей, которые, прилагая огромные усилия, пытались превратиться в "настоящих арабов"".

Вайсс по впечатлениям своей поездки и особенно встреч с единоверцами – евреями-сионистами, осваивавшими Палестину – пришел к личному убеждению в тупиковости и ненужности не только сионистского проекта, но и иудейской веры. Древние "евреи, думал Вайсс, потеряли Палестину… потому, что предали свои моральные установки и своего Бога", – пишет Хоффманн.

Можно лишь догадываться, какой глубины перелом должен был произойти в душе внука потомственного раввина, с детства наизусть знавшего Тору. Весьма вероятно, что так выразился в нем общий духовный кризис Европы после Первой мировой войны. В мусульманах Вайсс увидел противоположность европейцам, погрязшим в потребительстве и погоне за материальными благами.

"Ислам кажется мне идеальным архитектурным зданием, – цитирует Вайсса "Исламская энциклопедия", – все его части органично задуманы и органично поддерживают друг друга, в нем нет ничего лишнего и искусственного".

Самым главным следствием поездки стал разрыв Вайсса с верой предков. В 1926 году, в Германии, он принял ислам. Его примеру последовали его жена и пасынок.

Исламист или агент ОГПУ?

Уже на следующий год Мухаммад Асад (так Леопольд Вайсс стал зваться после обращения в ислам) совершил хадж в Мекку. Во времена хаджа умерла его жена, но новоиспеченный последователь пророка быстро утешился, женившись на дочери местного шейха. У арабской знати вызывало любопытство и уважение, что еврей, полностью проникнутый европейской культурой, решил обратиться к их вере. Асад пользовался этим, чтобы завязать новые полезные связи и завоевать авторитет среди новых единоверцев. Одновременно он не порывал связей с Европой. Его статьи о Ближнем Востоке, взывая о сочувствии к национально-освободительным устремлениям арабов, имели бешеный успех среди западной публики.

Ирония судьбы: вскоре в Германии к власти пришел Гитлер, и все родные Асада погибли в нацистских концлагерях, так как были евреями. Одновременно Гитлер пытался использовать национальное движение арабов в своих целях, и с этой точки зрения Асад мог быть ему полезен. Впрочем, как бы предчувствуя это, Асад еще в 1932 году решил сменить поле деятельности, и с арабского Ближнего Востока перебрался в Британскую Индию.

Любопытная деталь. В 1928 году, будучи на службе саудовского короля Абдул-Азиза ибн Сауда, Асад навлек на себя подозрения британских спецслужб в своих возможных связях с советской агентурой на Ближнем Востоке.

Отец современной мультикультурности

Индийское движение против британских колонизаторов с самого начала развивалось в двух направлениях: как интеграции всех народов, населяющих Индию, так и их разделения. Индийские мусульмане, компактно населявшие северо-запад страны и Бенгалию, стремились выделить себя из общего движения. Для этого были серьезные причины: радикальное крыло Индийского национального конгресса утверждало, что ислам это религия завоевателей, и в будущей независимой Индии ему не должно быть места.

Приехав в Индию, Мухаммад Асад встретился с Икбалом, который ранее пропагандировал среди мусульман образ Ленина как "ангела-освободителя". Вскоре Асад стал близким сотрудником вождя индийских мусульман Джинны. Как опытный журналист, Асад оказался исключительно полезен в деле организации регулярной прессы Мусульманской Лиги. Во время Второй мировой войны он был интернирован британскими властями как гражданин вражеской Германии, что еще больше прибавило ему популярности в мусульманской общине.

После предоставления Пакистану независимости Мухаммад Асад написал конституцию страны, и в 1951 году был назначен первым представителем Пакистана в ООН. Будучи в Нью-Йорке на дипломатической службе, Асад женился в третий раз – на юной польке, совратив ее в ислам и отослав свою постаревшую вторую жену к ее саудовскому отцу. Вся последующая жизнь внука раввина протекала за границей. В исламских странах он был известен как профессор Каирского университета Аль-Азхар, глубокий знаток шариата, а на Западе – как переводчик классических трудов на арабском и фарси, идеолог ислама как "религии мира и любви", совместимой с западными ценностями демократии и прав человека.

Ярослав Бутаков

Tags: Ближний Восток
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments