Александр Афанасьев (werewolf0001) wrote,
Александр Афанасьев
werewolf0001

Categories:

О бандеризации фанатского движения в Беларуси и России

http://belultras.by/news-best/zhurnal-specnaz-okolo-futbola-opasnye-momenty
Футбольные фанаты… Они постоянно мелькают в спортивной и уголовной хронике. Бросают файеры во вратарей (как во время недавнего матча Черногория — Россия в Подгорице), а потом искренне раскаиваются (как обидчик Игоря Акинфеева, «парень из приличной семьи», а по совместительству хулиган группировки «Варвары» Лука Лазаревич). Могут выламывать на стадионах сиденья, хотя часто способны устроить на трибунах красочные, достойные восхищения, перформансы. Заявляют о себе гнусными расистскими выходками, но защищают чернокожих легионеров своих команд. Причисляют себя к правым радикалам, напяливают шарфы и майки с наци–символами, но 9 Мая возлагают цветы к могилам павших советских воинов. Втаптывают фанатов соперника в асфальт, а потом носят им фрукты и соки в больницу. Культивируют в своей среде ненависть к милиции и полиции, однако если припечет — зовут «ментов» на помощь. Склонность к насилию сочетается в одних и тех же молодых людях с сентиментальностью. Фанат может сильно обидеть, унизить приезжего «оппонента», а потом поехать в чужой город с подарками на Рождество для местных детдомовцев. Одни «хулсы» не вылезают из пивных баров, другие изнуряют себя на боксерском ринге.

Жестокость и великодушие. Уличный беспредел и готовность помочь в беде. Коварство и отвага. Цинизм, наглость и в то же время братство, верность идее — все это в фанатском движении сплелось в одно целое. Чего же ожидать от этой гремучей смеси добра и зла? Как вылечить «английскую болезнь», не отторгая болельщиков от стадионов? Ответить на эти и другие вопросы становится все труднее. Ведь клубок околофутбольных противоречий запутывается еще сильнее и туже: коррективы в традиционные фанатские расклады вносят драматические события в Украине. Из–за внутреннего размежевания на «бандеровцев» и «ватников» меняются системы координат. Прежние недруги становятся союзниками, а вчерашние друзья — врагами. По фан–секторам многих российских и белорусских клубов пролегла невидимая граница. Ее нарушение грозит серьезными инцидентами. Попытаемся разобраться в том, что стоит за новыми тревожными тенденциями…
КАК ИЗВЕСТНО, околофутбольщики стали ударной силой Майдана. Киевскую интеллигенцию, либерально настроенных студентов, отнюдь не смутили нацистские повадки фанатов («Воны ж диты»!). Хилые «властители умов», интернет–воины охотно пропустили вперед на «Беркут» крепких парней, и ультраправые болельщики снискали славу героев революции. А затем именно фаны пролили кровь «антимайдановцев» в Одессе, разгромили уличное пророссийское движение в Харькове, стали основой отрядов «Правого сектора» на преимущественно русскоязычном юго–востоке страны, приняли активное участие в боях с формированиями ДНР и ЛНР в составе «Азова» и других добровольческих батальонов.
Вполне прогнозируемо процесс политизации и милитаризации украинских болельщиков эхом отозвался на стадионах других постсоветских стран. Как отмечает российское интернет–издание «Свободная пресса», в марте на фан–секторе казанского «Рубина» в разгар матча с тульским «Арсеналом» хозяева начали скандировать «Слава Украине!», в ответ прозвучали лозунги «антимайдана». И в ход вступили кулаки.
Следственный комитет России сообщил, что в отношении 29–летнего лидера фан–клуба ФК «Динамо-Киров» возбуждено дело по статье УК об организации деятельности экстремистской организации. 18 апреля 2014 года во время домашнего матча с ульяновской «Волгой» фан–сектор кировцев скандировал «Слава Украине!». 16 октября на домашнем матче с йошкар–олинским «Спартаком» фанаты «Динамо-Киров» выкрикивали нецензурный антироссийский «заряд». Проявили себя «динамики» из Кирова и другими похожими акциями, причем не только на стадионе. Например, прошлой весной их стараниями на зданиях прямо в центре города появлялись крупные граффити «Слава Украине!» с символикой Социал-национальной ассамблеи, входящей в «Правый сектор» и тесно связанной с фанатами харьковского «Металлиста». А ведь именно харьковские околофутбольщики с криками «Чемодан, вокзал, Россия!» избивали людей с георгиевскими лентами, а затем учинили кровавую бойню в Одессе.
Как ни странно, в восторг от таких «подвигов» пришли не только в Киеве, Волыни и Львове, но и на юге России. Баннер о дружбе и союзничестве с харьковским «Металлистом» развернули 8 мая прошлого года на выезде в Махачкалу представители «ультрас» «Ростова». Большой баннер «Слава Украине» появился и на трибуне фанатов московского «Локомотива». А на открытии стадиона «Спартака» один из вожаков «красно-белых» заставил фанатов сербской «Црвены звезды» убрать с сектора флаг ДНР.
Почему же политика пришла на стадионы? Интернет-издание «Свободная Пресса» цитирует мнение Ивана Катанаева, главного редактора сайта ultras–news.ru, некогда лидера «Фратрии» — крупнейшего фанатского объединения «Спартака»: — Резко против Новороссии на трибунах российских стадионов выступают только радикальные нацисты и неоязычники. В большинстве своем люди очень недалекие с совершенно стандартным набором штампов в головах. Например, они против возвращения Крыма в Россию, ибо, поддержав его, они автоматически поддерживают и власть, а для молодого радикала это недопустимо, ведь рушит всю его жизненную парадигму.
Таких людей на трибунах наших стадионов очень мало. Но они сильны. Маленькие группки экстремистов есть практически в каждой авторитетной «фирме». И лидеры «фирм», дабы не провоцировать конфликт уже внутри своих коллективов, выбирают нейтральную линию поведения… Сложившиеся годами дружеские отношения большинство рушить не хотят, в итоге это приводит к тому, что небольшая горстка очень неумных людей, по сути, просто держит все российские трибуны на крючке.
Примечательно, что своеобразный передел сфер влияния в фанатских группировках России происходит на фоне разлада в среде националистов, значительный процент которых, как известно, прямо либо косвенно связан с околофутбольными событиями. Александр Верховский
— Победа Майдана, присоединение Россией Крыма и война в Донбассе привели к неожиданному расколу среди радикальных русских националистов, — заявил недавно во время одной из своих лекций в Москве директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Они разделились примерно пополам: на тех, кто поддерживает «Русскую весну», и тех, кто против нее. О последних необходимо сказать особо. В основном это люди более радикальных или даже неонацистских взглядов. Нынешний политический режим в России они считают «антирусским», который ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя поддерживать. И наоборот, текущая ситуация в Украине, где признанный в России экстремистской организацией «Правый сектор» представлен в парламенте и существует батальон «Азов», для них является предметом зависти. Именно в Украине, а не в России, для этих людей теперь открываются новые перспективы. Поэтому сейчас несколько десятков наиболее радикальных русских националистов сражаются в составе украинских добровольческих батальонов. Наиболее известным из них стал бывший сподвижник Максима Марцинкевича (Тесака) начальник разведки батальона «Азов» Сергей Коротких (Малюта) (бывший гражданин Беларуси, хорошо известный минским фанатам и неонацистам. — Прим. авт.), который в декабре 2014 года получил украинский паспорт лично из рук президента Петра Порошенко. Но число русских националистов, воюющих в Донбассе на стороне сепаратистов, насчитывает несколько сотен человек… В результате раскола по украинскому вопросу русское националистическое движение переживает серьезный кризис.
Впрочем, как полагает Александр Верховский, такая ситуация вряд ли приведет к угасанию неонацизма. Хотя многие из тех, кто раньше устраивал уличный террор в России, уехали воевать в Донбасс (и это сказалось на статистических данных о расистском насилии), есть вероятность их возвращения домой, причем с оружием в руках и с более радикальным настроем. «Какой «русский порядок» они будут пытаться устанавливать на улицах наших городов, сейчас трудно представить. Несомненно, они повлияют и на внутреннее развитие движения русских националистов. Как повлияет на него и конкуренция с «антимайданом». Пока невозможно сказать, что из этого вырастет через год или два, но следует ожидать скорее чего–то худшего, чем то, что мы знали до украинских событий», — таков прогноз московского эксперта.
Докатится ли волна междоусобиц и до белорусского фанатского движения? Не хочется преувеличивать угрозу, ведь по масштабам местный околофутбол далеко не тот, что в России и Украине, но поводы для беспокойства есть. Даже людям, далеким от футбола, памятен матч сборных Беларуси и Украины, когда в «Борисов–Арене» из фан–секторов обеих команд разносились лозунги УПА и нецензурные речевки в адрес Президента России. Баннеры и граффити в поддержку Майдана, с антироссийскими лозунгами не раз демонстрировали в соцсетях ультрас БАТЭ, минского «Динамо», других белорусских команд. Сборная фанатов Беларуси матерно спела о Путине на закрытии львовского турнира «Еврофан». Я уж о фанатских интернет–форумах не говорю: «гостевухи» и аккаунты в соцсетях буквально кишат русофобщиной и бандеровскими лозунгами, нацистской символикой и мифологией. Некоторые, впрочем, любят погорячее — встают из–за домашнего компьютера и едут на войну. Один из «независимых» сайтов взял по скайпу интервью у 19–летнего минчанина Артема, бойца «Азова», который представился как бывший фанат минского «Динамо». Отметились белорусские фанаты и на Майдане…
По нашим сведениям, несогласные с проукраинской позицией лидеров «фирм» фанаты, в том числе очень известные в своем кругу, покидают фан–сектора. Как правило, это либо те, кто раньше появлялся на матчах с символикой российской империи на майках, либо противники любого втягивания болельщиков в политические дрязги. Вслед им доносится угрожающее (цитирую высказывание на фанатском интернет–форуме одного из авторитетов хулиганского движения): «Граница проведена, и теперь понятно, с кем можно иметь дела, а кого лучше сторониться или при встрече сразу же бить». Такая вражда похожа на гол в свои ворота, не находите? Кстати, на фоне «борьбы с системой» в Украине чуть ли уже не побратались бывшие непримиримые враги — «антифа» и «патриоты». Эта же тенденция просматривается и в белорусской фанатской среде.
По крайней мере, представители ультралевых и ультраправых из Минска не раз замечены на одних и тех же концертах одинаково ими любимой «антисистемной» группы Сергея Михалка. А сам экс–«ляпис», чья песня «Воины света» стала культовой и на Майдане, и на фан–секторах, и в компаниях юных «змагаров», позировал на фото с главарями киевских наци–группировок. Все смешалось под едиными лозунгами типа «Хто не скача, той маскаль» — хулиганы со стадионов, музыканты в татуировках, «ботаники» с митингов оппозиции… Их, конечно, мало, но ведь буйные… На мой взгляд, закрывать глаза на происходящее, на «зиги» бездумных юнцов и портреты Шухевича, уподобляясь киевским интеллигентам прятаться за монитором и оправдывать нацистские выходки — по меньшей мере недальновидно. Но и перегибать палку, жесткими запретными мерами, грубым предвзятым обращением отпугивая от спортивных арен вменяемых фанатов (а таких, все же надеюсь, у нас большинство), обычных болельщиков, которые приходят на игры с детьми, женами, — тоже недопустимо
Как же найти золотую середину? Возможно, она кроется в железном армейском принципе: «Солдат должен все время быть занят, тогда и дурь ему в голову не полезет»? Давайте спроецируем такой подход на футбол. Пусть болельщик станет участником не сомнительного провокационного перформанса, а полноценным участником захватывающего праздничного события. И думать над тем, как отвлечь всех любителей от дурного влияния, должны не только игроки и тренеры, но и сотрудники милиции, менеджмент клубов, маркетологи, рекламисты, профессионалы индустрии развлечений, лидеры и активисты официальных молодежных организаций, волонтеры из числа болельщиков. Такая совместная работа заинтересованных структур — кропотливая, сложная, во многом деликатная — сразу же своих плодов не принесет, но она необходима. Хотя бы потому, что радикалы поймали кураж и мечтают выиграть сражение за молодые умы, сварить кашу для головы подростка по рецепту экстремистской «кухни». …Есть у фанатов старая песня — еще с 90–х годов она лихо исполняется на выездных играх. Вот лишь пара фраз оттуда: «Вместе весело шагать по болотам с пулеметом! И деревни поджигать лучше ротой! Или целым батальоном… Раз атака два атака — нет селения! Уничтожим коренное население!» Есть там еще слова об убийствах, бомбежках, о том, что фанаты — каратели… В очередной раз я услышал это кощунство менее чем за месяц до празднования 70–летия Великой Победы. Святого дня, когда мы все поминаем и жителей Хатыни, и узников Минского гетто, и Тростенец…
Спрашиваю знакомого фаната — не какого–то там недоросля, а человека с высшим образованием, отслужившего в армии: «Неужели тоже поешь эту песню вместе со всеми?» И получаю ответ: «Да. Пою. Не стоит приплетать политику, где ее нет. Надо понимать, что есть фанатская культура, традиции, преемственность и т.д. Не стоит воспринимать текст так прямо. Так можно голову сломать. Как пример: начало этого «заряда» «Вместе весело шагать по болотам». Болот–то в стране вообще не осталось».
Как говорится, простота хуже воровства. Ну как же нет болот, парень? Одно из них — коричневое и вонючее — уже начинает тебя и твоих приятелей засасывать. Вылезайте, ребята, из трясины, пока не поздно. Зрелые, по–настоящему образованные, рассудительные люди, которые помнят уроки прошлого и делают выводы из ошибок дня нынешнего, вам помогут. Напомнят, словно малолетним несмышленышам, и историю, и географию, и правила пристойного поведения. Раз уж вы так пристрастились, как модно нынче говорить, «включать дурака»…


Журнал Спецназ»: http://specnaz.sb.by/


Tags: События на Украине, песдец, события в России, события в мире
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments