?

Log in

No account? Create an account

werewolf0001


Александр Афанасьев


Previous Entry Share Next Entry
Новая технологическая волна
werewolf0001
Элон Маск (человек, который сделал PayPal и запустил частный космический корабль) открыл компанию по производству электромобилей Tesla. Три года они выпускали дорогие суперкары (200 км/ч, разгон до 100км/ч за 4.2с) и отлаживали технологии. Суперкары вполне успешные — на них большая очередь. С учетом всех государственных льгот, электрокары ценой в 100 тысяч долларов по совокупной стоимости владения сопоставимы с, извините, Toyota Corolla.
На Детройтском автосалоне в феврале Tesla обещает представить бюджетную модель E (предполагаемая цена 40 тысяч). 40 тысяч — это значит очень дешевый (по совокупной стоимости владения), очень надежный и очень быстрый автомобиль.
К концу 2015 вся Америка (98% населения), южная часть Канады и большая часть Европы будут накрыты сетью заправок, на которых автомобиль можно будет зарядить за 20 минут БЕСПЛАТНО или за 2 минуты за деньги. Просто другой бизнес Маска — это солнечные батареи (о нем позже) и большая часть заправок на них и работает.
В это же время Google, наконец, отладил свой беспилотный автомобиль, автономно он проехал без аварий уже больше миллиона километров. В трех штатах Google выдано разрешение на использование робомобиля на дорогах общего пользования — в том числе в Калифорнии.
Осенью Google вложил 250 миллионов долларов в Uber (аналог GetTaxi и Яндекс.Такси) и частью этого соглашения является то, что Uber запустит 2500 автоматизированных беспилотных такси (видимо, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). В общем, будущее наступило — вызываешь на айфоне такси, оно приезжает, говоришь куда ехать, такси едет по полосам общественного транспорта, выгружает и ловит следующего пассажира, а ночью сама едет за город на парковку — заряжаться, читать победные реляции в прессе и пожирать христианских младенцев.
Конечно, реднеки в Техасе и дальше будут ездить на своих траках (не будем забывать, они и на лошадях до сих пор ездят), но роботизированные автомобили способны накрыть все городские агломерации — и за несколько лет владеть автомобилем в городе станет просто невыгодно — плату за парковку никто не отменял. Важно понимать, что система Google не требует создания специальных автомобилей — она монтируется на серийные модели и позволяет в любой момент забрать управление водителю — то есть для технологии обеспечен легкий вход на рынок и под нее не требуется переоборудовать всю дорожную сеть. Лазерный сканер, требуемый для этой системы пока что дорог (70 тысяч) — но при массовом производстве его цена опустится до 10 тысяч.
Google прогнозирует, что введение этой системы позволит сократить на 90%: кол-во автомобилей в городах, количество затрачиваемой энергии, времени водителя за рулем и количество аварий. Про 90% наверняка врут — но даже изменение этих показателей на 50% перепашет весь автомобильный рынок.
В ответ Tesla пообещала через 3 года выкатить свою беспилотную систему и запустила строительство роботизированного завода по производству аккумуляторов для электромобилей — с объемом производства сопоставимым со ВСЕМ производством производством Li-Ion В МИРЕ. Если Маск (человек, построивший и запустивший космический корабль) не врет, это позволит выпускать 800 тысяч быстрых, красивых и дешевых в эксплуатации электромобилей в год.
Одновременно ходят слухи, что на Tesla (которая стоит сейчас 18 млрд) положил глаз GeneralMotors (55 млрд), после кризиса, банкротства и национализации 2008-го восстановившийся и вернувшийся на первые места по производству автомобилей в США и мире.
Переоборудование конвеера на производство электромобилей занимает около 20 месяцев (Tesla за этот срок переоборудовала конвеер Toyota). Что произойдет, если GM действительно купит Tesla, представить легко. Что произойдет, если их не купит GM тоже легко — тогда его купит Toyota или Daimler, которые уже владеют долями. А если Маск окажется проворным пронырой и сохранит контроль за собой, все просто случится на год-полтора позже, а сам он будет еще богаче (чего я ему и желаю)
Вдобавок у семьи Элона Маска есть еще один бизнес — компания Solar City. Если у вас есть дом в США в подходящей климатической зоне, вы им звоните и становитесь в очередь. Они приезжают через пару месяцев (очередь уже длинная) и бесплатно монтируют на крыше дома солнечные батареи. Солнечные батареи сдаются в десятилетний лизинг (аренда с последующим выкупом). В итоге домовладелец не делает вообще ничего, кроме телефонного звонка — но начинает платить за батареи меньше, чем он платил за электричество, полностью закрывает свои потребности в электричестве еще и отдавая ее в сеть (и при желании делает на лбу татуировку GreenPeace).
Злые языки говорят, что этот бизнес прибылен за счет дотаций от государства. Но разработки солнечных батарей тоже не стоят на месте — и к моменту, когда их КПД вырастет еще больше и производство удешевится, у SolarCity уже будет огромный рынок сбыта и клиентская база.


Чо то мне кажется, что Чубайс с его нано - мимо.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Что-то мне подсказывает, что тогда Америке точно пи..ец :)
электромобили намного затратнее, чем с ДВС (по совокупности)

Более того, производство батарей - очень токсичное. Основные материалы батарей - литий, кадмий, цинк, никель. Недешевые металлы, производство их считается небезопасным для экологии, небезопасным же считается утилизация (и стоит больших денег).

Согласен , выхлопные газы из глушителя это полная фигня . А уж метал , которые тратится на изготовление двигателей то и вообще экологически чистый .

Никто не говорит о тотальном переходе на электромобили в ближайшее время. Но у нефти и газа есть такой прикол - их конечное количество. Наше потребление, при этом, растет с каждым годом.

И вот когда они кончатся, те, кто уже отработал R&D для электромобилей - будут на коне.

А кремний и арсенид галлия для солнечных батарей и литий для элементов питания бесконечны? Месье крупный политик и отменил своим указаом действие закона сохранения энергии?

Не сочтите за "всепропальщика", но описание примерно таких же глобальных планов я читал еще 30 лет назад. Технологическая база с тех пор принципиально не изменилась (кроме миниатюризации электроники) - так что же заставляет верить в реальность планов сейчас, если тогда они не были реализованы ?

Электромобиль появился даже раньше ДВС. Просто тогда технологии вообще не позволяли создать батарею, способную нести даже минимально необходимый для движения заряд. Сейчас достигнут очередной потолок: в том же Тесла С вес батареи - 50% от веса машины. Т.е. половина всей энергии тратится на перемещение собственно источника энергии. Потому у большинства элеткрокаров такой небольшой пробег на одной зарядкен. Вряд ли в ближайшем будущем (если не будет прорыва в науке) можно ожидать радикального изменения этой пропорции.

Да, но при этом КПД электродвигателя значительно выше, плюс регенеративное торможение etc. По всем параметрам, собственно, вождения Tesla S вполне сравнима с другими машинами в её классе. И эта самая тонна батарей дает 420 км, что тоже довольно неплохо - и, на самом деле, куда больше, чем надо обычному жителю мегаполиса (собственно, поэтому тот же Nissan Leaf продается еще лучше).

Емкость батарей стабильно растет последние лет двадцать. И в исследования на соответствующую тему сейчас вкладывается очень много денег, причем в основном - частными инвесторами. Так что, я думаю, что прорывы еще будут.


По весьма умеренным прогнозам до конца текущего десятилетия литиевые батареи потеряют в цене (за квт*ч) вдвое при росте удельной емкости в полтора-два раза. Это без прорывов. Есть еще схемы с литий-воздушными батареями, с заменяемыми батареями и проч. Существуют еще подзаряжаемые гибриды с относительно малым весом батарей, способные преодолеть среднедневной пробег на электричестве, а для дальних поездок использующие бензиновый или дизельный двигатель, т.е. для которых потребеление топлива сократится в разы. Да, пока технологических проблем хватает, но ничего непреодолимого нет. Лет через 10 всё будет совсем серьезно.
Ничего сверхгрязного по сравнению с нефтедобычей и нефтепереработкой в производстве литиевых батарей нет. Большинство использующихся в них веществ также ничего сверхдорогого не представляют.

Батареи, прогнозы, хренозы...

Лучше прикиньте, что останется от гуглотакси, когда оставшиеся без работы таксисы: пакистанцы, индусы и иже с ними - выйдут на улицы.

"Совокупная стоимость владения" для электромобиля будет сравнима с бензиновым ДВС исключительно для примера США.
Где 100-200 километров дневного пробега - это обычная, массовая норма.
Годовой пробег обычного (не командировочно-офисного) авто в России и на Украине - 20 000 километров в год.
Или же - около 50 километров в день.
У нас - другая структура городов, в которой нет адско-протяжённой "сабёрбии", как в США.
Поэтому - за 10 лет ваше авто проедет 200 000 километров. И сожжет 14 000 литров бензина или дизеля.

14 000 долларов. Добавьте к цене вашего автомобиля. Который, для класса "бюджетной Теслы" стоит 20 000 долларов.

И это я ещё не начал считать вам сложные проценты на то, что вы за электромобиль платите сразу, а за дизель - на протяжении 10 лет.

Это ещё в крупных городах. В большинстве облцентров где город из конца в конец за 3 часа пешком можно пройти, легко уложиться за 10 лет и меньше чем в 100 тысяч

Средний годовой пробег автомобиля в США - около 20.000 км, больше чем в европе ( в районе 12 тыс. км). Среднедневной пробег - ок. 60 км, т.е. по 100-200 км в день ездит много народа, но не большинство. Во-вторых, подзаряжаемый Приус может проехать на электричестве до 25 км. 25 км- подзарядка на работе -25 км, вот и 50 км в день, Chevrolet Volt/Opel Ampera - до 60 км, т.е. 120 км в день. С падением стоимости аккумуляторов эти цифры могут быть увеличены (или, скорее, цена снижена). Таким образом, в не столь отдаленном будущем подзаряжаемые гибриды и электромобили смогут покрыть каждодневные потребности 95% людей. Да, сейчас их выгода без дотаций неочевидна, но так ли это будет лет через 10? Для РФ это всё не актуально, если не брать в расчет желание как-либо заработать на этом рынке, хотя развитие сабурбий в некоторых местах для России в будущем весьма вероятно.

Edited at 2014-01-15 02:01 pm (UTC)

Роснано имеет гораздо большее отношение к технологиям распилинга, чем к нанотехнологиям. Кстати, наноструктурирование электродов батарей является одним из магистральных путей повышения их емкости. Что касается неокупаемости электромобилей, то у Тойоты гибриды тоже долго не окупались, зато теперь они приносят прибыль, а Тойота - мировой лидер в этой области.

  • 1